10 вопросов об ОМС
Публикуем ответы на самые популярные вопросы, с которыми граждане обращаются к специалистам системы обязательного медицинского страхования.
Каким образом выбрать или заменить страховую медицинскую организацию?
Выбор или замена страховой медицинской организации осуществляется застрахованным лицом, одним из его родителей или другими законными представителями путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию, действующую в сфере ОМС региона, в котором проживает гражданин.
Замену страховой медицинской организации застрахованное лицо вправе осуществлять один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства (за исключением переезда в пределах одного субъекта Российской Федерации) или прекращения действия страховой медицинской организации путем подачи заявления
о выборе (замене) во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.
Заявление о выборе (замене) страховой медицинской организации может быть подано посредством портала ГОСУСЛУГИ при условии, что в едином регистре застрахованных лиц содержатся актуальные сведения о данных документа, удостоверяющего личность, СНИЛС, места жительства гражданина.
Как и где оформить полис ОМС?
С 01.12.2022 г. полисы ОМС являются цифровыми. Вместо бумажного документа или пластиковой карты с электронным носителем информации оформляется и выдается по запросу выписка о полисе ОМС.
Чтобы оформить цифровой полис ОМС, необходимо:
1. Обратиться в страховую медицинскую организацию с необходимыми документами (для граждан РФ это паспорт/свидетельство о рождении и СНИЛС (при наличии)).
2. Через портал «Госуслуги» в разделе «Здоровье»/ «Управление полисом ОМС».
При оформлении цифрового полиса на портале «Госуслуги» выписка придет в личный кабинет. При оформлении полиса через страховую медицинскую организацию выписку выдадут на месте, затем информация также появится на портале «Госуслуги». Выписка о полисе выдается в день подачи соответствующего запроса и содержит следующие сведения: фамилию, имя, отчество (при наличии); дату рождения; пол; гражданство; номер полиса; срок действия полиса (при наличии); штриховой код полиса; реестровый номер страховой медицинской организации; наименование страховой медицинской организации; контактный номер телефона страховой медицинской организации; субъект Российской Федерации, в котором выдан полис.
Родителям новорожденных детей при оформлении полиса для ребенка нужно выбрать страховую медицинскую организацию, в которой ребенок будет застрахован по ОМС, и обратиться в выбранную компанию с необходимыми документами.
Как получить выписку о полисе ОМС?
Для получения выписки о полисе ОМС необходимо обратиться лично или через представителя в любой пункт выдачи полисов ОМС страховой медицинской организации. С информацией об адресах страховых медицинских организаций
можно ознакомиться на сайте ТФОМС Челябинской области www.foms74.ru.
При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации, временное удостоверение личности гражданина Российской Федерация, выдаваемое на период оформления паспорта) и СНИЛС (при наличии).
Как узнать номер полиса ОМС?
Вы можете узнать номер полиса ОМС на официальном сайте
ТФОМС Челябинской области www.foms74.ru в разделе «Сведения о полисе ОМС» сервиса «Поиск и проверка полиса», указав в форме поиска фамилию и данные документа, удостоверяющего личность, которые были указаны при оформлении полиса ОМС.
Также можно обратиться в страховую медицинскую организацию лично или через представителя либо найти номер полиса ОМС в личном кабинете портала ГОСУСЛУГИ во вкладке «Здоровье».
Нужно ли менять бумажный полис?
Все полисы ОМС старого образца, оформленные до 01.01.2011 г. является являются действующими до замены на полисы единого образца, вне зависимости от того какой срок окончания указан. Вместе с тем полис старого образца может содержать неактуальные данные о застрахованном лице. Гражданам, имеющим полисы старого образца на желтом бланке серии ЧБ, лучше оформить цифровой полис. Бумажные и пластиковые полисы единого образца, содержащие актуальные данные и имеющие 16-значный номер, являются действующими, принимаются в медицинских организациях и переоформления не требуют.
Для проверки актуальности сведений, содержащихся в едином регистре застрахованных лиц, необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию, в случае неактуальности сведений уведомить СМО об изменении данных.
Что делать, если я не удовлетворен качеством оказанной медицинской помощи? Куда обращаться, если отказали в ее предоставлении, нарушаются сроки ожидания медицинской помощи?
В этих случаях необходимо обратиться к страховому представителю страховой медицинской организации, выдавшей полис ОМС. Это можно сделать по номеру телефона СМО, с помощью специального телефона-автомата в поликлинике, а также по номеру единого контакт-центра в сфере ОМС 8-800-300-10-03. При серьезных нарушениях, требующих детального рассмотрения, нужно направить письменное обращение в страховую медицинскую организацию для проведения контроля объема, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи (адреса и контактные номера телефонов СМО указаны на полисе ОМС и на официальном сайте ТФОМС Челябинской области www.foms74.ru в разделе «ОМС в Челябинской области»).
Специалистами страховой медицинской организации будет организован экспертный контроль. Результаты будут направлены заявителю в установленный законом срок.
Есть ли какой-либо утвержденный список бесплатных анализов, обследований, консультаций специалистов?
Действующим законодательством Российской Федерации не установлен единый перечень медицинских услуг, которые предоставляются застрахованному лицу при предъявлении полиса обязательного медицинского страхования.
Для получения гарантированного объема медицинской помощи
в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования необходимо наличие медицинских показаний/противопоказаний, которые определяются лечащим врачом, а также наличие медицинской услуги в Порядке или Стандарте оказания медицинской помощи, применяемом при лечении и обследовании конкретного застрахованного лица.
Если анализ, обследование, консультация при лечении имеющегося заболевания, показаны и входит в стандарт оказания медицинской помощи по данному заболеванию, медицинская помощь должна быть оказана на бесплатной основе (по полису ОМС).
Мне показана плановая операция, я имею право выбрать для этого медицинскую организацию?
Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае если медицинскую помощь по соответствующему профилю оказывают несколько медицинских организаций на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, лечащий врач обязан проинформировать о возможности выбора с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой. На основании указанной информации гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.
Выбор медицинской организации за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется по направлению, выданному лечащим врачом выбранной медицинской организации, принявшей заявление об оказании плановой специализированной медицинской помощи.
Предусмотрено ли обеспечение бесплатными лекарствами при оказании медицинской помощи?
При оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях, условиях дневного стационара и при посещениях на дому осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и медицинскими изделиями, включенными в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека.
Обеспечение лекарственными препаратами при оказании первичной медико-санитарной помощи на амбулаторном этапе лечения за счет средств ОМС не осуществляется. Вопросы лекарственного обеспечения при оказании первичной медико-санитарной помощи на амбулаторном этапе лечения, в том числе льготных категорий, относятся к компетенции министерства здравоохранения Челябинской области.
Где можно получить информацию о страховых медицинских организациях и медицинских организациях, работающих в сфере обязательного медицинского страхования Челябинской области?
Реестр страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории Челябинской области, размещается на официальном сайте территориального фонда ОМС во вкладке «ОМС в Челябинской области».